Румановская Анна
Ив Сен-Лоран
Французский дизайнер, изменивший мир женщин
«Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот.»
Три буквы YSL, которые являются феноменом высокой моды и известны каждому, хранят в себе революционную историю, полностью изменившую мир.

Yves Saint Laurent

Мальчик из Алжира
Ив Сен-Лоран родился в 1936 году в Алжире (в городе Оран) в аристократической семье. Его отец был руководителем страховой фирмы и владельцем сети кинотеатров. Он окончил колледж Святого Сердца, а затем и лицей Ламорисьер.

Родители водили ребенка в оперу, в театр и на концерты, с детства прививали любовь к прекрасному. Его сердце всегда принадлежало искусству – мальчик с восьми лет любил рисовать, затем серьезно увлекся театром. В четырнадцать лет Ив рисовал декорации для домашних кукольных постановок, самостоятельно создавал кукол и костюмы для них.
В 17 лет Ив Сен-Лоран выиграл третье место на конкурсе Генерального секретариата шерстяной промышленности и отправился вместе с мамой в Париж для получения приза. С этой победы и начинается большой путь Ив Сен-Лорана в мир высокой моды – тогда его замечает главный редактор французского Vogue, Мишель де Брюнофф.
Дорогой господин Матьё-Сен-Лоран, я заинтересовался вашими рисунками и могу лишь повторить то, что сказал вам во время нашей встречи в Париже. Вы несомненно талантливы для моды.
из письма Мишель де Брюнофф, 21 февраля 1954 года
«Я счастлив», — признается молодой дизайнер в интервью для газеты L'Écho d'Oran.
Первое путешествие в Париж, в город мечты и детских грез, производит неизгладимое впечатление на Ива, и он решает вернуться сюда еще раз. Но сначала ему необходимо выпуститься из лицея в Алжире. В 1954 году Ив Сен-Лоран получает аттестат зрелости без сопроводительной оценки (неудовлетворительно), что полностью устраивает его родителей.

В сентябре этого же года он отправляется в Париж и поступает на курсы Профсоюзной палаты швейной промышленности, на которые записал его отец во время своей поездки. В это же время Ив Сен-Лоран решает снова поучаствовать в конкурсе Генерального секретариата шерстяной промышленности и выигрывает уже первое место за свое «вечернее черное платье».
В 1955 году Мишель де Брюнофф представил молодого дизайнера Кристиану Диору, который сразу же нанял его своим ассистентом, увидев его эскизы.

Dior
В 1955 году Ив Сен-Лоран начинает работать у Кристиана Диора, а спустя два года после неожиданной смерти Диора ему предлагают занять место главного дизайнера.
Это было что-то большее, чем мода и стиль. Фундаментальное благородство профессии кутюрье.
Ив Сен-Лоран о Кристиане Диоре
В возрасте 21 года Ив начинает разработку собственной коллекции весна-лето 1958 года. Следуя манере Диора и сохраняя традиции приталенного силуэта, молодой дизайнер представил коллекцию «Трапеции», которая содержала утонченные и длинные юбки, вместо пышных и широких форм. Затем в 1959 году он выпускает еще одну коллекцию, состоящую из резко укороченных юбок. Новое видение было принято с восторгом. В 1960 году Ив Сен-Лоран представил коллекцию «Beatnik» – сочетание водолазок и укороченных черных кожаных курток.
Инвесторы модного Дома не оценили такой резкий авантюризм молодого кутюрье и провели реорганизацию, пока Ив Сен-Лорана служил в армии во время Алжирской войны. Теперь Dior возглавил Марк Боан.
Ив Сен-Лоран подает в суд на инвесторов и выигрывает дело. На деньги, полученные в качестве компенсации, он решает основать свой собственный бренд.

Yves Saint Laurent
Кутюр – высокая мода – эксклюзивные экземпляры одежды, которые создаются вручную и из материалов высочайшего качества.
В 1962 году Ив Сен-Лоран открывает модный Дом Yves Saint Laurent (YSL) и быстро становится одним из самых влиятельных дизайнеров Парижа. Имея за плечами опыт в создании коллекций высокой моды для Dior, а также собственное устоявшееся мнение о том, как должны одеваться современные женщины, Ив Сен-Лоран выпускает свою первую коллекцию от кутюр. Модель в двубортном костюме открывает эту коллекцию.
Это революция в мире женской моды, так как в 1950-60-х годах женщины одевались по правилам консерватизма. Образу женщины того времени была присуща фигура в виде песочных часов: подтянутая талия и подчеркнутые бедра и бюст, стиль был сдержанным. Девушки носили или пышные юбки с кринолинами, или узкие юбки-карандаши. Иногда в женском гардеробе можно было найти брюки или шорты, но это была одежда для дома. В общество женщины выходили в платьях или юбках. Ярким примером женской моды 1950-х годов является Одри Хепберн, муза Юбера де Живанши.
Женский костюм – это было что-то немыслимое для людей той реальности. Чуть позже Ив Сен-Лоран создает Le Smoking – смокинг в мужском стиле, сшитый специально для женщин. Это мгновенно становится классикой. Кутюрье начинает стирать гендерные границы. Ив Сен-Лоран восхвалял женскую красоту и считал, что ее не нужно скрывать и стесняться. Он создал образ женщины в прозрачных блузках, в укороченном плаще и активно использовать металлическую ткань в своих коллекциях 60-х годов. Женщины Ив Сен-Лорана были свободны и уникальны.

В эпоху, когда мини-юбки стали общественной нормой и появились женские движения (Вторая волна феминизма), модели Дома Saint Laurent ходили без лифчика под прозрачными блузками из органзы и платьями от кутюр с отделкой из перьев. Как и в случае с сегодняшней кампанией, это было направлено не столько на то, чтобы понравиться зрителю, сколько на утверждение равенства между полами.
Ив Сен-Лоран также боролся с расизмом на подиуме, по которому в 60-х годах ходили в основном белые модели. На кастингах к своим показам он отбирал и темнокожих девушек, таких как Иман, Ребекка Айоко и Катуша Ниан. Они были его музами на протяжении многих лет. Именно Сен-Лоран «дал» легендарной Наоми Кэмпбелл ее первую обложку Vogue.

Его видение моды и женщин часто получало неоднозначные отзывы от главных модных экспертов, но многие знаменитости выбирали его, несмотря на критику: это своего рода инфлюэнсеры 1970-х годов, Бьянка Джаггер, Катрин Денев и Нэн Кемпнер. Они были в числе первых, кто надел на себя YSL.
В 1966 году модный Дом YSL открыл магазин Saint Laurent Rive Gauche. Роскошный бутик предлагал недорогие, но изысканно сшитые коллекции прет-а-порте (готовые к носке). Мода Ив Сен-Лорана шла в ногу со временем: это те самые «беспорядочные шестидесятые» Энди Уорхола – контркультура, субкультура, суперзвезды, наркотики, дискотеки, блеск.
С его участием все изменилось. Удовольствие — одевать свое время, удивляя его. Прет-а-порте – это не второй сорт Высокой моды, это будущее. Понятно, что мы одеваем молодых женщин, а они более восприимчивы. С ними можно легко стать смелым.
Пьер Берже о коллекции прет-а-порте YSL
Кутюрье черпал вдохновение в своей страсти к искусству и экзотическим дальним странам — Марокко, Индии, Китаю, Испании, России, Турции. Одежда красноречиво говорила о неподвластном времени чувстве стиля дизайнера и огромном влиянии на общество. Его наследие включает в себя уникальные дизайны, такие как платья в стиле Пита Мондриана и кардиганы Iris в честь Ван Гога. Он был одним из первых, кто создал такую «коллаборацию» на подиуме.
В 1998 году Ив Сен-Лоран передал линию прет-а-порте Альберу Эльбасу, чтобы сосредоточиться исключительно на коллекциях от кутюр. В 2002 году дизайнер объявил о завершении своей карьеры из-за состояния здоровья. В 2008 году Ив Сен-Лоран скончался в Париже.
Сен-Лоран – стал первым кутюрье, который заставил женщин завидовать и желать. Он отнял у Высокой моды буржуазные замашки, предложив пошив одежды в стиле обычной жизни. Он сделал возвышенными повседневные вещи, которые все носили, не задумываясь…
из воспоминаний Клод Берто (главный редактор журнала Maison française в 70-х гг.)
Он даровал современным женщинам сочетание силы и женственности, навсегда преобразив их гардероб. Мы знаем женскую моду такой, какая она есть сейчас, только благодаря Ив Сен-Лорану.

В память о гениальном дизайнере было снято три биографических фильма: «Ив Сен-Лоран. Сумасшедшая любовь» (2010), «Ив Сен-Лоран» (2013) и «Сен-Лоран. Стиль – это я» (2014). Фильмы раскрывают личность кутюрье с разных сторон. Зритель ближе узнает Ив Сен-Лорана, заглядывает к нему в кабинет и творит историю вместе с гениальным маэстро.
Также можно посмотреть документальные фильмы «Ив Сен-Лоран. Всё ужасно» (1994) и «Ив Сен-Лоран. Гимн женщине» (2011), где зритель увидит кутюрье за работой, сможет погрузиться в процесс создания эскизов и прочувствовать атмосферу бэкстейжа, а также услышать его голос за кадром.
Ив Сен-Лоран заявляет: «Я изобрёл прошлое современной женщины, я предложил ей её будущее, и это продлится долго после моей смерти».